Пн-Пт: с 8 до 19 ч.
Сб-Вс: по записи.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В связи с тем, что данная тема объемная и запутанная, предлагаю рассмотреть несколько простых вопросов, которые приведут нас к обоснованному выводу по основному вопросу: можно или нельзя построить жилой дом или жилое строение на земельном участке категории «земли сельскохозяйственного назначения»?

Что представляет собой термин «Жилой дом»

Данное понятие раскрывается в п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ:

«Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании».

Что представляет собой понятие «Земли сельскохозяйственного назначения»

Пункт 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) устанавливает, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

С.Н. Волков отмечает, что земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, главный источник производства собственных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности, а также в качестве предмета труда и условия занятости сельского населения. Это определяет приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, их особый правовой режим, необходимость охраны, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв, а также геополитическую ценность.

Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  • для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • казачьими обществами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
  • для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что законодатель в ст. 78 ЗК РФ ограничивает перечень использования земель сельскохозяйственного назначения.

Отметим, что в данный перечень не входит использование земель сельскохозяйственного назначения для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель по закону сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся.

Данный вывод подтверждается Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 2 июля 2015 г. по делу N 33-7277/2015 и Апелляционным определением Ростовского областного суда от 7 июня 2016 г. по делу N 33-9147/2016.

На первый взгляд все кажется простым и понятным. Перечень использования земель сельскохозяйственного назначения ограничен, к использованию земель сельскохозяйственного назначения не относится строительство жилых домов в целях удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.

Однако, когда начинаешь размышлять о соотношении правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ), вида разрешенного использования (далее — ВРИ) и категории земель, понимаешь, что на законодательном уровне конкретизированного соотношения между ПЗЗ, ВРИ и категориями нет, что приводит к спорным ситуациям и обращениям в суд.

Кроме того, рассматривая вопрос строительства жилых домов на земельном участке категории «земли сельскохозяйственного назначения», нельзя не обратить внимания на Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и введенное данным Федеральным законом в оборот понятие «жилое строение».

Что представляет собой термин «Жилое строение»

Понятие «жилое строение» введено в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», однако расшифровки данного понятия действующим законодательством не предусмотрено.

Единственное, что разъясняет законодатель о жилом строении, это то, что в данном строении нельзя зарегистрироваться и, следовательно, проживать.

Анализируя сущность понятия «жилое строение», нельзя не упомянуть о Постановлении Конституционного Суда от 30 июня 2011 г. N 13-П по делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева. В данном Постановлении Конституционный Суд установил, что

«Запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации — информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства».

Конституционный Суд, отмечая факт привлечения к административной ответственности лица, зарегистрированного не по месту фактического проживания, не рассматривает вопрос ответственности использования земельного участка не по целевому назначению.

Далее Конституционный Суд отмечает, что «такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», существенным образом затрагивает конституционный статус личности: фактически подталкивая граждан — собственников указанных жилых строений к нарушению закона, а следовательно, к нарушению статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, и не позволяя тем самым Российской Федерации как правовому государству, основанному на уважении к закону, должным образом выполнять свою обязанность охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), он затрудняет гражданам реализацию права на жилище и права частной собственности (статья 35, часть 2; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), что влечет несоразмерное ограничение права на свободный выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), не согласующееся с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации)».

Конституционный Суд не упоминает п. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Конституционный Суд не рассматривал вопрос о противоречии между строительством жилого строения с правом постоянного проживания на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения и использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 78 ЗК РФ.

Кроме того, Суд указал, что, «выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов».

Так, Конституционный Суд указывает на право выбора в качестве места жительства жилого строения, расположенного на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, не рассматривая, что такие земельные участки, согласно ст. 78 ЗК РФ, не предусмотрены для возведения недвижимости, предназначенной для места жительства.

На наш взгляд, указанное Постановление Конституционного Суда не рассматривает соотношения между целевым использованием земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения и расположением на таком земельном участке жилого строения, которое пригодно для постоянного проживания, тем самым стирая грань между понятиями «жилой дом», «жилое строение».

Записаться на консультацию