Порядок
ведения воинского учета в организации и ответственность за его ненадлежащее ведение.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон) все организации обязаны вести воинский учет своих сотрудников.
Воинскому учету подлежат:
1) призывники - граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) военнообязанные - граждане, пребывающие в запасе. Категории таких граждан установлены п. 1 ст. 52 Закона.
Вместе с тем, обязанность по ведению учета сохраняется даже в случае, если в ней отсутствуют сотрудники, подлежащие воинскому учету.
Осуществление учета в организациях регламентировано Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Минобороны России 11.07.2017.
Основные цели и задачи воинского учета изложены в п. п. 2, 3 Положения о воинском учете и п. 3 Методических рекомендаций.
Так, основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
- потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки в их состав граждан, пребывающих в запасе;
- потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;
- документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
- анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их использования в интересах обороны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военнообученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности в военное время.
В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций организации обязаны, в частности, создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
Руководитель организации вправе назначить работников, ответственных за ведение воинского учета.
Персональный состав указанных работников и их функциональные обязанности следует закрепить в приказе по установленной форме. Такой документ издают при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года.
Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, который осуществляет деятельность на территории, где расположена организация (ее структурное подразделение).
До назначения на должность кандидатуры военно-учетных работников целесообразно согласовать с военным комиссаром муниципального образования. Ему же направляются копии приказов о назначении на должности работников.
Если работник, осуществляющий воинский учет граждан, временно отсутствует, работодателю нужно приказом назначить другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все необходимые документы.
Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, надо закрепить в трудовых договорах и (или) соответствующих должностных инструкциях.
Каждая организация для осуществления воинского учета разрабатывает (ведет), в частности:
1) приказ об организации воинского учета по установленной форме.
Приказ об организации воинского учета издается при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года.
Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, который осуществляет деятельность на территории, где расположена организация (ее структурное подразделение).
2) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения в организации воинского учета граждан;
3) другие документы в соответствии с требованиями органов власти (местного самоуправления);
4) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
В организации также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета. нем отражаются результаты соответствующих проверок. Указанный журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации. Результат проверки может также отображаться в акте, составляемом по результатам проверки. При составлении такого акта в журнале проверок делается запись о его наличии.
Руководителю организации грозит ответственность:
если он не оповестит работника о вызове (повестке) военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) при его поступлении (в том числе в электронной форме) либо не обеспечит работнику возможность своевременно явиться по такому вызову (повестке).
Штраф составит (ст. 21.2 КоАП РФ):
- для должностного лица - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юридического лица - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.;
если не обеспечить своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо не оказать содействие в организации таких оповещения и явки, штраф составит (ч. 1 ст. 19.38 КоАП РФ):
- для должностного лица - от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
- юридического лица - от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф (ст. 21.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юридического лица - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений (например, о приеме на работу), необходимых для ведения воинского учета, грозит штрафом такому лицу от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).
В связи с определенными сложностями, которые возникают при ведении воинского учета, ООО «Юридический центр «Лидер» предоставляет услуги по постановке организаций на воинский учет, а также осуществляет ведение воинского учета.
Стоимость услуги по постановке на воинский учет составляет 35 000 рублей, ведение воинского учета от 5 000 рублей в месяц (зависит от количества работников в организации).
Юрист ООО «Юридический центр «Лидер»
Остались вопросы или нужна помощь?