Проблемы социальной политики в отношении женщин-сотрудников правоохранительных органов находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Для данной категории граждан на законодательном уровне устанавливается определенный объем социальных гарантий, которые составляют правовую основу защиты их прав и интересов.

Реалии современной России, к большому сожалению, свидетельствуют о неуклонном снижении доли мужского населения, способного служить в различных правоохранительных органах. Вместе с тем, в служебной деятельности правоохранительных органов, и уголовно-исполнительной системы в том числе, увеличивается доля сотрудников-женщин. По нашему мнению, это обусловлено не только объективными демографическими процессами, но и изменениями характера служебных функций сотрудников в системе правоохранительных органов, происходящими в ходе проводимой государством административной реформы.

Следует отдать должное и достаточно высоким карьерным амбициям женщин–сотрудников, которые мало чем отличаются от амбиций мужских. В настоящее время женщины в правоохранительных органах имеют практически такие же реальные шансы для продвижения по службе, как и мужчины, и активно их используют.

Особенности службы сотрудников-женщин в правоохранительных органах заключаются в том, что помимо собственно службы женщины выполняют еще и свою биологическую функцию, связанную с материнством, а также функцию семейно-бытовую.

В данном случае главным для данной категории женщин является то, как государство будет осуществлять их социальную поддержку, какие социальные гарантии будут предоставляться им в тех или иных ситуациях.

Обратимся к Федеральному закону от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №283-ФЗ, а также к новому Федеральному закону от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Указанные законодательные акты регулируют, в том числе, гарантии социальной защиты сотрудника уголовно-исполнительной системы и его семьи. Таковыми являются:

  • обеспечение ежемесячным денежным довольствием сотрудника по занимаемой штатной должности, а также выплата сотрудникам процентной надбавки к окладу за выслугу лет;
  • сотрудник, имеющий стаж службы в органах не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы;
  • медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий;
  • обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение сотрудника вещевым имуществом;
  • гарантированный выход на пенсию, порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет и др.

Указанные виды социального обеспечения касаются всех сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Однако, как ранее отмечалось, наряду с мужчинами в силовых министерствах и ведомствах, в том числе в органах ФСИН, проходят службу большое количество женщин. И, кроме вышеуказанных социальных гарантий, они имеют право на получение социальных гарантий, связанных с материнством и детством, установленных Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Данным законом установлены, в частности, следующие виды пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Рассмотрим коротко некоторые виды социальных гарантий в связи с материнством женщинам, проходящим службу в органах УИС.

Пособие по беременности и родам. Женщинам, проходящим службу в органах уголовно-исполнительной системы, пособие по беременности и родам устанавливается в размере их денежного довольствия.

Продолжительность отпуска по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется он полностью, независимо от количества дней, использованных сотрудником УИС до родов. В общем случае, при нормально протекающей беременности и нормальных родах, продолжительность данного отпуска составляет семьдесят календарных дней до родов и столько же после родов. В случае осложненных родов послеродовый отпуск составляет восемьдесят шесть календарных дней. При многоплодной беременности отпуск – восемьдесят четыре календарных дня до родов и, при рождении двух или более детей, сто десять календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине и в случае усыновлении ею ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев. Пособие при этом выплачивается ей за период со дня усыновления и до истечения семидесяти календарных дней, а в случае одновременного усыновления двух и более детей – ста десяти календарных дней, со дня рождения ребенка (детей).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Право на указанное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, в том числе служащие в органах УИС, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Размер выплаты с 1 февраля 2019 г. проиндексирован и составляет 655,49 рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на пособие имеет один из родителей, либо лицо его заменяющее. Размер выплаты с 1 февраля 2019 г. – 17 479,73 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Размер пособия составляет 40 % среднего размера денежного довольствия по месту службы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. С 1 февраля 2019 г.:

  • минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 277,45 руб.;
  • по уходу за вторым и последующими детьми – 6 554,89 руб.;
  • максимальный размер пособия – 26 152,27 руб.

Если служба женщины проходит в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты, то минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

В случае ухода за двумя и более детьми до полутора лет пособия, исчисленные в указанных размерах, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из средней суммы денежного довольствия, не может превышать 100 процентов размера указанного денежного довольствия и не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Размер выплаты с 1 февраля 2019 года – составляет 17 479,73 руб. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 133 559,36 руб. на каждого ребенка.

Кроме вышеуказанных социальных пособий, женщины-сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на все другие меры государственной социальной поддержки, связанные с материнством: материнский (семейный) капитал, а с 01.01.2018 года еще и на ежемесячные выплаты на первого и последующих детей, снижение ставки по ипотечному кредитованию.

Однако в заключение следует признать, что, несмотря на все предпринятые государством, особенно в последнее десятилетие, меры социальной поддержки женщин-матерей и семей с детьми, женщины, служащие в органах и учреждениях УИС, и при этом испытывающие колоссальные эмоциональные нагрузки, каждодневно подвергающие опасности свою жизнь и здоровье, вправе рассчитывать на более значительную государственную поддержку, хотя бы в виде существенного увеличения их денежного довольствия.

ЛИТЕРАТУРА

  • О государственных пособиях гражданам, имеющих детей: федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ;
  • О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федеральный закон от 30.12.2012 №283-ФЗ;
  • О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: федеральный закон от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1112н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий граждан, имеющих детей».

Сведения об авторах

Гудкова А.С. – студент, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» ; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Овсянникова Е.А. – преподаватель кафедры права и организации социального обеспечения, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» ; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.