Пн-Пт: с 8 до 19 ч.
Сб-Вс: по записи.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Знание своих прав при покупке товара, оказании услуги поможет вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми, увы, нам приходится сталкиваться слишком часто.

Предлагаем вам разобраться, какие же существуют основные права потребителя.

1. Право на качество.

Право на качество означает, что продавец должен передать вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу). В соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей», это означает, что если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как существенное нарушение договора.

Если же стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком.

2. Право на безопасность.

Данное право означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению.

3. Право на информацию.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров об оказании услуг.

Следует также знать, что изготовитель обязан проинформировать потребителя о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения и режиме ее работы. Продавец размещает эти сведения на вывеске. Изготовитель, являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом) подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о виде деятельности, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

На получение перечисленных выше данных потребители имеют право также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

Обратите внимание, что изготовитель (исполнитель, продавец) так же обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

4. Право на гарантию.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок – это сроки ответственности продавца перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков.

Есть перечни товаров, на которые срок службы должен устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлен срок службы или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.

5. Право на возмещение ущерба.

Если условия договора ущемляют ваши права – они недействительны! Если в результате исполнения такого договора у вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителя подлежит полной компенсации.

Вред может возмещаться продавцом или изготовителем товара, а также исполнителем – лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу. К основаниям освобождения от ответственности продавца, исполнителя или изготовителя, за вред, причиненный потребителю, относятся:

  • действие непреодолимой силы
  • нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Стоит отметить, что законодательство о защите прав потребителей, несмотря на кажущуюся простоту, представляет собой значительный объем и сложность правоприменения в конкретной жизненной ситуации.

Если вы столкнулись с нарушением своих прав при приобретении товара, либо оказания услуги, незамедлительно обращайтесь к профессионалу. Это позволит избежать ошибок и грамотно защитить свои права в кратчайшие сроки. Юристы нашего центра будут рады вам помочь!

Мамченко Денис,

юрист ООО «Юридический центр «Лидер»

Записаться на консультацию