В 2014 года начала действовать Федеральная информационная адресная система, или ФИАС. Данная государственная информационная система, предназначена для учета адресов в государственном адресном реестре. В данный реестр вносятся все существующие адреса, новые адреса, либо исключаются адреса, которые прекратили свое существование.

Так, при сносе зданий, сооружений, которые обладали уникальным адресом, при возведении новых, должны быть внесены соответствующие изменения ФИАС.

При наличии неточностей или пробелов в государственном адресном реестре у предпринимателей могут также возникнуть определенные сложности. Например, при регистрации субъекта хозяйствования по какому-либо адресу необходимо осуществить проверку наличия данного адреса государственном адресном реестре. Отсутствие адреса, указанного юридическим лицом в заявлении о регистрации, в ФИАСе служит основанием для отказа в государственной регистрации. В настоящее время выносится множество отказов в государственной регистрации, в том числе по причине указания недостоверных сведений относительно адреса юридического лица.

Процедура внесения или аннулирования адреса в государственном адресном реестре регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов».

Для регистрации адреса в государственном адресном реестре лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации), с заявлением о присвоении или об аннулировании адреса. Данное заявление подается собственником объекта адресации, либо представителем собственника, действующим в его интересах на основании доверенности или являющимся представителем собственника по закону.

Заявление направляется по месту нахождения объекта адресации в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется заявителем лично или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или региональных порталов государственных и муниципальных, перечень которых можно найти а официальных сайтах уполномоченных органов.

При представлении заявления представителем заявителя к такому заявлению прилагается доверенность, выданная представителю заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Заявление в форме электронного документа подписывается электронной подписью заявителя либо представителя заявителя.

В случае представления заявления при личном обращении предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Для получения вешения о регистрации или аннулирования адреса, кроме заявления требуется наличие следующих документов:

  1. правоустанавливающие документы на объект адресации;
  2. выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости;
  3. разрешение на строительство объекта адресации;
  4. схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
  5. выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации;
  6. решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;
  7. акт приемочной комиссии при переустройстве/перепланировке помещения;
  8. выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, который снят с государственного кадастрового учета, являющемся объектом адресации (в случае аннулирования адреса объекта);
  9. уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту недвижимости, являющемуся объектом адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации).

В случае предоставления данных документов лично заявителем или представителем заявителя, ему выдается расписка в получении таких документов, если документы направляются посредством почтового отправления, то расписка в получении направляется уполномоченным органом по указанному в заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения уполномоченным органом документов.

Решения о присвоении или аннулировании адреса, или аннулировании его адреса, или об отказе в присвоении, аннулировании адреса, принимается не более чем 10 рабочих дней со дня поступления заявления.

Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.